Сб09232017

Старшеклассников научат решать спорные ситуации конструктивными способами

БелагропромбанкСтаршеклассников научат решать спорные ситуации конструктивными способами: уникальный проект, направленный на создание школьных служб медиации и разрешения конфликтов, стартовал в Гродненской области.

В широком смысле медиация понимается как одна из технологий альтернативного урегулирования споров с участием третьей стороны – медиатора, который помогает выработать определенное соглашение по спору. При этом стороны полностью контролируют процесс принятия решения по урегулированию конфликта и условия его разрешения.

– Как и в обществе в целом, конфликты в школе были, есть и будут. Основные их причины – любые различия (статус, возраст, внешний вид, точка зрения, интересы) и неумение эти различия принимать. В частности, конфликты между детьми разного возраста и социального происхождения, между учениками и учителями, учителями и родителями и так далее. При этом нередко взрослые втягиваются в конфликты или формируют у своих детей жесткие установки по отношению к «чужим», – отмечает автор гродненского проекта по школьной медиации, кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной и педагогической психологии ГрГУ имени Янки Купалы, директор Гродненского филиала УПУ «Центр «Медиация и право» Оксана Шульга.

Если люди не способны в ситуации конфликта совладать со своими негативными эмоциями, чтобы услышать и понять других, они пытаются решить сложную проблему неконструктивным способом: через угрозы, бойкоты, манипуляцию, избегание или силовые методы. Основная цель школьных служб медиации и разрешения конфликтов – внедрение новых альтернативных форм урегулирования споров. Состоит такая служба, как правило, из педагогов, учащихся и их родителей. Причем медиаторами становятся сами школьники, которые проходят специальную подготовку в области ведения переговоров, коммуникации, права и психологии.

– В 2014 году я познакомилась с опытом США по развитию программ школьной медиации, которая там существует уже около 20 лет, и прошла стажировку профессионального и культурного обмена, – рассказывает Оксана Шульга. – Накопленные мною наработки применялись при создании школьных служб медиации в средних школах № 8 и 38 города Гродно. С помощью медиации там удалось улучшить взаимоотношения между одноклассниками, повысить успеваемость учащихся, а также решить конфликты, связанные с деловым стилем одежды и переводом ребенка в другой класс.

Сегодня проект одобрен как экспериментальный Приказом Министра образования и охватывает 19 площадок Гродненской области. Готовить медиаторов будут среди учеников 8-10 классов, но занятия по управлению конфликтами организуют для детей разного возраста – чем раньше ребенка научат разрешать спорные ситуации мирным путем и уметь их предотвращать, тем лучше для него и его окружения.

Обучение планируется проводить в виде социально-психологических тренингов, деловых и ролевых игр, мозгового штурма и т.д., направленных на формирование умений вести диалог и выходить из конфликтных ситуаций без «потерь», отстаивать свои интересы и принимать другого человека. Понятно, что часто конфликты несут деструктивный потенциал, но без них не было бы и развития. Поэтому одна из задач школьной медиации – направить энергию спора в созидательное русло.

В ходе обучения дети обретают новый стиль поведения, который позволяет целесообразным и безопасным для себя и окружающих способом разрешать споры, приобретают широкие возможности воспитания в себе таких личностных качеств, как самоуверенность, ответственность, беспристрастность, склонность к сотрудничеству. После юные медиаторы будут использовать свои навыки как технологию для урегулирования разных школьных споров.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Наши блоги: 

Из журналистского блокнота

petrul
Блог Людмилы Петрулевич

Открытый микрофон

pin
Блог Жанны Пиневской

Строчки без точки

rus
Блог Виктории Русилевич

Между делом

kudr
Блог Татьяны Кудряшовой

Житейский перекресток

Каральчук
Блог Татьяны Каральчук