Старшеклассников научат решать спорные ситуации конструктивными способами

09 Сентября 2017 1522

Старшеклассников научат решать спорные ситуации конструктивными способами: уникальный проект, направленный на создание школьных служб медиации и разрешения конфликтов, стартовал в Гродненской области.

В широком смысле медиация понимается как одна из технологий альтернативного урегулирования споров с участием третьей стороны – медиатора, который помогает выработать определенное соглашение по спору. При этом стороны полностью контролируют процесс принятия решения по урегулированию конфликта и условия его разрешения.

– Как и в обществе в целом, конфликты в школе были, есть и будут. Основные их причины – любые различия (статус, возраст, внешний вид, точка зрения, интересы) и неумение эти различия принимать. В частности, конфликты между детьми разного возраста и социального происхождения, между учениками и учителями, учителями и родителями и так далее. При этом нередко взрослые втягиваются в конфликты или формируют у своих детей жесткие установки по отношению к «чужим», – отмечает автор гродненского проекта по школьной медиации, кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной и педагогической психологии ГрГУ имени Янки Купалы, директор Гродненского филиала УПУ «Центр «Медиация и право» Оксана Шульга.

Если люди не способны в ситуации конфликта совладать со своими негативными эмоциями, чтобы услышать и понять других, они пытаются решить сложную проблему неконструктивным способом: через угрозы, бойкоты, манипуляцию, избегание или силовые методы. Основная цель школьных служб медиации и разрешения конфликтов – внедрение новых альтернативных форм урегулирования споров. Состоит такая служба, как правило, из педагогов, учащихся и их родителей. Причем медиаторами становятся сами школьники, которые проходят специальную подготовку в области ведения переговоров, коммуникации, права и психологии.

– В 2014 году я познакомилась с опытом США по развитию программ школьной медиации, которая там существует уже около 20 лет, и прошла стажировку профессионального и культурного обмена, – рассказывает Оксана Шульга. – Накопленные мною наработки применялись при создании школьных служб медиации в средних школах № 8 и 38 города Гродно. С помощью медиации там удалось улучшить взаимоотношения между одноклассниками, повысить успеваемость учащихся, а также решить конфликты, связанные с деловым стилем одежды и переводом ребенка в другой класс.

Сегодня проект одобрен как экспериментальный Приказом Министра образования и охватывает 19 площадок Гродненской области. Готовить медиаторов будут среди учеников 8-10 классов, но занятия по управлению конфликтами организуют для детей разного возраста – чем раньше ребенка научат разрешать спорные ситуации мирным путем и уметь их предотвращать, тем лучше для него и его окружения.

Обучение планируется проводить в виде социально-психологических тренингов, деловых и ролевых игр, мозгового штурма и т.д., направленных на формирование умений вести диалог и выходить из конфликтных ситуаций без «потерь», отстаивать свои интересы и принимать другого человека. Понятно, что часто конфликты несут деструктивный потенциал, но без них не было бы и развития. Поэтому одна из задач школьной медиации – направить энергию спора в созидательное русло.

В ходе обучения дети обретают новый стиль поведения, который позволяет целесообразным и безопасным для себя и окружающих способом разрешать споры, приобретают широкие возможности воспитания в себе таких личностных качеств, как самоуверенность, ответственность, беспристрастность, склонность к сотрудничеству. После юные медиаторы будут использовать свои навыки как технологию для урегулирования разных школьных споров.

Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться