Из зала суда. «Не знаю, как объясню будущему супругу, что была в спецучреждении…»

26 Апреля 2018 3515

ДевушкаЛидчанка Даша – красивая, ухоженная шестнадцатилетняя девушка – росла в полной благополучной семье. Родители – уважаемые люди. Родной брат – беспроблемный ребенок, хорошо учится в школе. Интересно, что раньше так отзывались и о самой Даше. Но после 9 классов она поступила в одно из лидских средних учебных заведений, и… пошло-поехало. Нет, девушка не охладела к будущей специальности, она ей по-прежнему нравится. И с преподавателями противостояний не было. И не приключилась несчастная любовь (у нее пока и парня нет, хотя они на нее очень заглядываются). Беда пришла с приобретением новых друзей.

В группе с Дашей училось немало хороших парней и девушек. Но она вдруг поняла, что ей намного интереснее с теми, кто постарше, более раскован в поведении. Даша считала, что тусоваться с ними очень круто, хотела быть в этом кругу своей и старалась во всем соответствовать ожиданиям избранной ею компании. Поэтому, когда однажды майским днем (прошлой весной) они собрались у палатки Дома торговли и друзья, решив оттянуться пивком, предложили выпить и ей с подругой, девчонки не отказались. Друзья были щедрыми, эйфория нарастала, и Даша потом даже не могла вспомнить, сколько выпила в тот день.

Последствия были печальными. Во-первых, ее ждало жесткое похмелье. Но это – потом. А до этого ее и подругу там же, у Дома торговли, задержали сотрудники РОВД. В действиях девушек был усмотрен состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.3 КоАП РБ. Концентрация паров абсолютного этилового спирта у Даши составила 2,1 промилле (такой показатель может быть, если выпить примерно полбутылки водки). Но дело в отношении нее было прекращено, так как она не достигла возраста, с которого наступает административная ответственность (тогда ей еще не исполнилось 16-ти). 31 мая поведение учащейся рассмотрели на заседании комиссии по делам несовершеннолетних райисполкома (КДН). С ней начали проводить индивидуальную профилактическую работу, она была поставлена на учет у нарколога с диагнозом «употребление алкоголя с вредными последствиями».

«Две таблетки в день – и все лечение?»

Лето Даша провела у родственников в деревне, работала, и ей это очень нравилось. Родные тоже были довольны девушкой.

А в первый день занятий, 1 сентября, она вновь встретилась со старыми друзьями. И поздним вечером, в 23.30, с невнятной речью была задержана в центре города сотрудниками РОВД. 9 сентября, за полчаса до полуночи, Даша опять находилась не дома, а в противоположном конце города. И опять с шаткой походкой попала в поле зрения правоохранительных органов. Снова – заседания КДН и та же статья КоАП. Согласно статье (по каждому из этих случаев в отдельности), девушка была подвергнута штрафу в размере 2 базовых величин. Но теперь комиссия пришла к выводу, что Даше нужна еще и комплексная реабилитация, и с ней, по индивидуальной программе, организовали работу.

С 12 сентября по 3 октября Даша прошла противоалкогольное лечение в условиях дневного стационара в психоневрологическом диспансере Лидской ЦРБ. После лечения индивидуальная работа продолжалась. С ней провел профилактическую беседу прокурор Лидского района.

А вскоре снова (уже шел ноябрь) девушка с невнятной речью была задержана у Дома торговли. И опять штраф. Так как в течение года это было у Даши уже не первое задержание после наложения административного взыскания за аналогичное правонарушение, то она была подвергнута административному взысканию в соответствии с частью 3 статьи 17.3 КоАП РБ. После этого не на шутку всполошились родители девушки и вынуждены были согласиться с решением КДН о направлении их дочери на излечение в условиях стационара ОПНБ «Островля».

Там на трезвую голову, с помощью специалистов, девушке предстояло проанализировать печальные итоги уходящей осени. Все-таки иметь такой жизненный «багаж» в 16 лет – чересчур. Даша и сама это осознавала, о чем позднее говорила в суде. И если бы она осознала это всей своей сущностью, как достаточно взрослая личность…

Но ее сущность словно бы состояла из нескольких частей. Одна часть ясно понимала: надо безотлагательно рвать с алкоголем. Другая констатировала, что своих сил ей для этого маловато, и девушка в глубине души надеялась, что в областной больнице ее отношение к алкоголю чудесным образом изменят какие-то «волшебные» (по ее разумению) медицинские препараты и процедуры. Но ее постигло разочарование. «Я так и не поняла, в чем заключалось лечение в больнице, – говорила она позже в суде. – Давали 2 таблетки в день, и всё». Ну а третья часть ее сущности снова стремилась в компанию, в которой поощрялся кайф «здесь и сейчас» и никто не заставлял задумываться о будущем.

Из областной больницы Дашу выписали в конце ноября. В ее внутреннем споре победила компания.

Явилась в РОВД… подшофе

В начале декабря, в 23.30, девушка снова «засветилась» в состоянии алкогольного опьянения (1,1 промилле) в центре города. Это был уже пятый (!) случай в течение одного года, когда она была замечена в таком состоянии в общественном месте. А между этими случаями – большая работа, проведенная специалистами КДН и отдела образования, спорта и туризма райисполкома, ИДН РОВД, медучреждений, учебного заведения (где она училась), прокуратуры и других учреждений и органов.

15 декабря поведение Даши рассмотрели на заседании КДН. На этот раз члены комиссии проголосовали не только за наложение штрафа в размере трех базовых, но и, принимая во внимание, что в поведении девушки нет положительной динамики, – за направление заявления в суд Лидского района об определении ее в специальное лечебно-воспитательное учреждение (СЛВУ) для дальнейшего обучения и коррекции поведения до достижения ею 18 лет. В этот же день Дашу обязали прибыть в РОВД для прохождения комиссии на пригодность к пребыванию в СЛВУ. Она явилась в отдел… в состоянии алкогольного опьянения.

Родители Даши были категорически против такого решения. Как были не согласны и с тем, что незадолго до этого их дочь решением совета учебного заведения по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних была признана находящейся в социально опасном положении. Тем не менее в один из первых дней января 2018 года по заявлению КДН состоялось открытое судебное заседание.

«Все беседы спутались в моей голове…»

Позиция представителя КДН в суде была непоколебимой: нарушение Дашей антиалкогольного законодательства стало системой, изменить поведение не помогли ни штрафы, ни беседы, ни лечение. Родители влияния на дочь не имеют. Оставлять все как есть опасно. Надежда лишь на то, что исправлению поможет временная изоляция в СЛВУ.

Родители в суде не отрицали, что упустили что-то в воспитании. Прежде послушная и не таившая от них секретов дочь вдруг отдалилась от них, полностью подпав под влияние плохой компании. И эта компания, на что особо обращали внимание родители, – учащиеся данного учреждения образования. Проще всего – избавиться от Даши и определить в СЛВУ, но какой дочь вернется оттуда домой? Еще хуже, чем была?

В учебном заведении не спорили: не все учащиеся идеальные. Но действительно трудных – 4-5 человек. Вопрос в другом: почему девушка выбирает в друзья именно таких? Да и какими бы они ни были, Даша – единственная несовершеннолетняя, по кому вопрос из-за систематического нарушения антиалкогольного законодательства ставится так жестко. Поэтому большая часть вины в случившемся лежит на семье. Воспитать дочь ответственной личностью – прямая обязанность родителей.

А что же говорила сама Даша? Может, действительно дома что-то не так? Но девушка это опровергает:

– Дома у меня есть все условия для комфортного проживания: мобильный телефон, компьютер, хорошая одежда – меня родители всем обеспечивают. И я понимаю, что теперь могу на время лишиться всего этого комфорта. Конечно, это мне не нравится. Но я просто не знаю, что ответить, почему я стала употреблять спиртное. Иногда пила со знакомыми, иногда одна. И знала, что могу быть отправлена в специальное учреждение. Но содержания всех бесед, которые проводили со мной педагоги, врачи, если честно, не помню. Они просто спутались в моей голове.

Подобные откровения свидетельствуют о том, насколько бедный у девушки внутренний мир. Ни планов на жизнь, ни малейшего желания проявить в чем-то самостоятельность и взять на себя ответственность за собственные решения и поступки. Может быть, поэтому взрослые, которые общались с Дашей в последний год (включая родителей), ничего в этот внутренний мир, к сожалению, не смогли привнести. Правильные слова упали в пустоту. И, возможно, уход в иллюзорный мир, создаваемый алкоголем, был попыткой девушки заполнить эту пустоту.

Но чтобы этот иллюзорный мир полностью и навсегда не подменил реальность, суд принял решение направить несовершеннолетнюю в специальное лечебно-воспитательное учреждение на один год. Мать Даши подала кассационную жалобу с просьбой не направлять дочь в СЛВУ. Судебная коллегия по гражданским делам Гродненского областного суда оставила решение суда Лидского района без изменения.

* * *

К сожалению, пока так и остался без конкретного ответа вопрос: почему в учебном заведении и дома Даша была послушным ребенком и выполняла все поручения и указания, а когда оставалась вне опеки и требовалась самостоятельность в решениях и поступках, она бездумно заполняла время чем придется, не заботясь, к чему это приведет? Возможно, в специальном лечебно-воспитательном учреждении с этим разберутся, научат Дашу правильно расставлять акценты в жизни, и все у нее получится. Тем более что где-то глубоко внутри она и сама этого хочет. «У меня есть планы на будущее. Хочу учиться, выйти замуж, – сказала она в суде. – Только не знаю, как потом объясню будущему супругу, что была в лечебно-воспитательном учреждении…»

Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться