Эхо «Прямой линии». Начальник отдела образования, спорта и туризма Лидского райисполкома Александр Кадлубай ответил на вопросы читателей

25 Августа 2016 3448

На пороге – новый учебный год. С нетерпением ожидают его и дети, и родители, и педагоги. Каким он будет?.. Какие новшества принесет?.. Эти и другие вопросы сегодня волнуют многих лидчан. В ходе «Прямой линии», состоявшейся в редакции «Лідскай газеты», на них ответил начальник отдела образования, спорта и туризма Лидского райисполкома Александр КАДЛУБАЙ.

В начале «Прямой линии» Александр Владимирович дал интервью корреспонденту.

– Прежде всего – каковы итоги вступительной кампании-2016? Как сдали выпускники ЦТ? Многие ли стали студентами вузов?

– Лидские выпускники продемонстрировали традиционно высокий уровень знаний. Говорю «традиционно», так как уже на протяжении ряда лет процент поступления лидских ребят в вузы достаточно высокий. По результатам ЦТ у лидчан пять стобалльных сертификатов. По восьми предметам из тринадцати средний балл у наших выпускников был выше областного.

– Как идет набор в первые классы школ?

– Порядка полуторы тысячи первоклассников в этом году сядут за парты. На протяжении трех последних лет количество младших школьников увеличивается в городских учреждениях образования, чего, к сожалению, нельзя сказать о сельской местности.

– Школы завершают подготовку к учебному году. Какими встретят они ребят?

– Все учреждения без исключения готовились к новому учебному году. Особенность нынешней подготовки в том, что в учреждениях общего среднего образования Лидчины реализуется пилотный проект Министерства образования Республики Беларусь, который подразумевает раздельное финансирование по закрепленному нормативу на каждого учащегося. В рамках проекта на каждое учреждение образования предусмотрена определенная смета. Все учреждения осуществляли подготовку в пределах тех ассигнований, которые заложены у них по смете. Сделано достаточно много, начиная кровельными, заканчивая покрасочными работами. В основном, выполнялись они своими силами. С помощью родителей и шефов проводился ремонт учебных кабинетов. Если же говорить о больших, капитальных ремонтах, то они осуществляются в нескольких городских учреждениях образования. Самый значимый – это ремонт пищеблока средней школы №8, на что затрачено порядка 1,3 миллиарда неденоминированных рублей. На сегодняшний день работы в этой школе еще продолжаются, однако к 1 сентября их планируется завершить. Значительный объем работ ведется в средней школе №6: переделаны фойе, входная группа, гардероб, холл и коридор первого этажа, произведена замена дверей, сантехники, водопровода... Основная цель проводимых работ – устранить сгораемую отделку. Изменит свой вид гимназия №1 г. Лиды, где заканчивается ремонт фасада. На протяжении четырех лет ремонтные работы здесь проводились внутри здания. В этом году мы поставили себе задачу, и председатель райисполкома ее поддержал, привести в порядок фасад здания. К началу учебного года работы здесь будут завершены. Проводится ремонт кровли в одном из корпусов СШ №1 (в старом корпусе начальной школы), в СШ №15 и спортивном зале СШ №9. В целом готовность учреждений образования к учебному году проверила межведомственная комиссия, которая недавно завершила их объезд.

– Многих волнует, какие новшества принесет в образовательный процесс новый учебный год?

– С 2016-2017 учебного года утвержден типовой учебный план, который предусматривает введение некоторых новшеств. Так, в 10-11 профильных классах будут изучаться отдельные предметы на повышенном уровне. В связи с этим в типовом учебном плане для учащихся 11-х классов (так же, как в 2015-2016 учебном году для учащихся 10-х классов) предусмотрено разное количество часов для изучения предметов на базовом и повышенном уровнях. В Беларуси проходит поэтапный переход на обновленные учебные программы по предметам «Русский язык», «Белорусский язык», «Русская литература», «Белорусская литература». Они предусматривают постепенное введение одинакового количества часов на эти учебные предметы во всех школах, гимназиях, лицеях. В этой связи с наступающего учебного года будет установлено равное количество часов на изучение данных учебных предметов во вторых классах. В соответствии с пунктом 2.4 обновленной Директивы №1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины», утвержденной Указом Президента Беларуси от 12 октября 2015 года №420, поэтапно вводится учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности». В 2016-2017 учебном году данный учебный предмет введен для учащихся вторых, пятых классов. Из перечня учебных предметов для учащихся шестых классов исключен учебный предмет «Физика» (изучение данного учебного предмета будет начинаться с седьмого класса). С 2015-2016 учебного года в пятых классах начато изучение учебного предмета «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)». Типовым учебным планом на 2016/2017 учебный год предусмотрено дальнейшее изучение данного учебного предмета учащимися шестых классов. Обновленной программой в шестом классе предусмотрено два часа на изучение предмета «Трудовое обучение» (в прошлом году – один час).

На Лидчине впервые будет внедрен интересный экспериментальный проект по программированию. Он разработан по инициативе Парка высоких технологий и применится в Беларуси впервые. В проект вошли три города: Витебск, Орша и Лида. В нашем городе он будет реализовываться на базе средних школ №4 и №17, где работают педагоги, которые могут продуктивно заниматься распространением опыта в данном направлении. Проект рассчитан на учащихся 2-6 классов и будет проходить за счет часов факультативных занятий. Его цель – развитие у детей логического мышления и основ программирования. Со следующего года эксперимент планируется продолжить в старших классах по направлению «Программирование робототехники». Надеюсь, в дальнейшем этот эксперимент в учреждениях образования Лидчины станет нормой.

В этом году в Лиде будет открыт центр по обучению навыкам безопасного поведения в экстремальных ситуациях. Это инициатива Министерства по чрезвычайным ситуациям, которое планирует открыть подобные центры в каждом регионе. Два города, Лида и Гомель, стали первыми, где появятся такие центры.

– В новом учебном году в коллектив лидских педагогов вольется молодое пополнение. Каков на сегодня кадровый педагогический потенциал Лидчины?

– Действительно, ежегодно ряды педагогов пополняются молодыми специалистами. В этом году к нам прибыли 80 педагогов. В то же время имеются вакансии по таким учебным предметам, как физика, математика, технический труд. Выражаю особую признательность нашему золотому фонду – педагогам, достигшим пенсионного возраста, которые закрывают потребности в этих вакансиях.

*     *     *

В ходе «Прямой линии» Александр Владимирович ответил на вопросы, поступившие от лидчан.

*     *     *

«Мы многодетная семья, не так давно справили новоселье в квартире по ул. Республиканской. Хотелось бы узнать, как решается вопрос с местами в детских садах для наших детей? Неужели придется возить их на другой конец города?»

Татьяна Ивановна, лидчанка.

– Обеспечение шаговой доступности дошкольных учреждений в микрорайоне новостройки «Индустриальный» будем решать через открытие с 1 сентября текущего года двух дошкольных групп на базе СШ №12, которая располагает свободными площадями. Работа по обеспечению доступности дошкольных учреждений будет проводиться и в течение года.

*     *     *

«Беспокоят из агрогородка Можейково. Наш дом находится на балансе отдела образования, спорта и туризма райисполкома. У меня вопрос по приватизированным квартирам: «Когда к нам приедут заменить счетчики и можно ли нам не вносить плату за техническое обслуживание?»

– Гарантирую, что в ближайшее время к вам подъедут и заменят приборы учета. Что касается платы за техобслуживание, то в соответствии с Жилищным кодексом Республики Беларусь, плата за жилищно-коммунальные услуги для собственника жилого помещения включает в себя плату за основные и дополнительные жилищно-коммунальные услуги. К основным жилищно-коммунальным услугам относится техническое обслуживание. Таким образом, собственник обязан вносить плату за все основные жилищно-коммунальные услуги и не может отказаться от их оказания.

*     *     *

«Работаю музыкальным руководителем в яслях-саду №22, а мой сын посещает СШ №8. Ребенок – с ограниченными возможностями, в этом году ему придется учиться во вторую смену. Это очень неудобно. Нельзя ли перенести занятия на первую смену?»

Елена.

– В какой класс пойдет ваш сын?

– В восьмой.

– Конечно, оптимальной является организация образовательного процесса в первую смену. Но Санитарными правилами и нормами не запрещается организация учебных занятий в 8 классе во вторую смену.

*    *    *

«Не первый год в Лидском районе проходит акция «Соберем детей в школу». Кто имеет право на получение материальной помощи на подготовку детей к школе?»

Ирина Николаевна.

– Согласно нормативным документам, помощь на подготовку детей к школе могут получить родители, чьи трое несовершеннолетних детей посещают учреждение общего среднего и специального образования. Сумма помощи в этом году была обозначена в пределах пятисот тысяч рублей. Следует отметить, что нынешняя акция проходит довольно успешно. Порядка 90 процентов выделенных денежных средств уже выдано тем, кто в них нуждается.

*    *    *

«Мы живем в сельской местности, но хотим, чтобы наш ребенок посещал одну из городских школ (подвоз обеспечим сами). В каких случаях ученик сможет посещать ту школу, которую выбрали для него родители, а не по территориальному принципу?»

Анна Ивановна.

– Все очень просто. Территориально школа закрепляется решением райисполкома. Однако согласно закону, если родитель выбирает иную школу, он вправе обратиться к руководителю учреждения образования, написав заявление о том, что просит принять его ребенка в тот или иной класс. Руководитель имеет право принять ребенка при наличии свободных мест.

*     *     *

«Я лично, как и каждый родитель, отправляя ребенка в школу, обеспокоен вопросом его безопасности. Что делается в наших городских школах в этом направлении?»

Станислав Станиславович.

– Согласен с вами: мы отправляем ребенка в школу за знаниями, социализацией, но, самое главное, мы должны быть уверены, что он вернется домой здоровым и невредимым. Что касается безопасности, то практически во всех учреждениях общего среднего и дошкольного образования на протяжении нескольких последних лет были установлены ограждения. В учреждениях дошкольного образования действует режим ограничения доступа посторонних лиц (войти на территорию можно, воспользовавшись звонком или кнопкой вызова сотрудника детского сада). В учреждениях общего среднего образования (за исключением пока что СШ №8, №5 и №10) и отдельных учреждениях дошкольного образования установлены системы видеонаблюдения. Это позволит контролировать доступ посторонних лиц в здание учебного заведения и ситуацию в целом. Кроме того, всем учреждениям образования поставлена задача – уделять повышенное внимание предотвращению травматизма. К сожалению, полностью избежать случаев травмирования обучающихся нам пока не удалось. Такие случаи имели место на переменах и уроках физической культуры, что свидетельствует как о недостаточном контроле со стороны педагогов, так и о личной неосторожности учащихся и указывает на необходимость повышенной персональной ответственности всех участников образовательного процесса. Безусловно, основам безопасной жизнедеятельности детей нужно учить. Отнюдь неслучайно введение в этом году в качестве обязательного учебного предмета ОБЖ («Основы безопасности жизнедеятельности»). Работе по воспитанию культуры безопасности детей – в цикле учебных предметов, на классных часах и на тематических воспитательных мероприятиях – во всех учреждениях образования Лидчины отводится приоритетное внимание.

Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться