Изучаем ситуацию. Маршрут №3 или, Как добираются каждое утро на работу в центр Лиды жители микрорайона Индустриальный

30 Ноября 2016 5148

Строительство жилых домов, появление новых микрорайонов решают одни проблемы, но обостряют другие. «Съездили бы вы, журналисты, и посмотрели, в какой давке люди добираются каждое утро на работу в центр из Индустриального, – жалуется по телефону Ирина Петровна, новосел данного микрорайона. – К концу недели все нервные, что неудивительно: ноги оттопчут да бока намнут так, что белый свет не мил! Не говоря о порванных пальто, сумках, колготках...»

Пятница. Ранним утром, а точнее в половине седьмого, мы с водителем отправились на улицу Притыцкого. От воплощенных в короткие сроки в кирпич и бетон строителями идей проектировщиков захватывает дух. За последние два года микрорайон сильно разросся. В управлении капитального строительства Лидского райисполкома конкретизировали: с 2014 года в Индустриальном построили 12 домов, или 962 квартиры. Чтобы понять, сколько это в людях, 962 можно смело умножать как минимум на четыре (среднее количество членов одной семьи). Получаем, что микрорайон прирос не менее чем на 3800 человек. И теперь каждое утро пусть не все, но многие из них штурмуют один-единственный здесь городской автобус – №3 (количество маршрутов которого, кстати, не увеличилось), чтобы вовремя добраться до мест работы и учебы.

…Итак, пятница. 6.58. Темно. Стою на остановке «Улица Притыцкого» в компании еще нескольких десятков (по моим беглым подсчетам, четырех) человек. Подходит автобус. Не пустой, но и не набитый битком. Без труда захожу в последнюю дверь и еду до следующей остановки – «Северная». Здесь выхожу, чтобы вернуться на Притыцкого и успеть «протестировать» следующий маршрут, который отправляется с конечной остановки в 7.17. Ситуация, в принципе, та же: плотно, но не до отказа. Аналогично и на 7.35. В редакцию возвращаюсь слегка растерянной: не было и намека на описываемую Ириной Петровной давку. Но коллеги сразу объяснили, в чем моя ошибка: в выборе времени для изучения ситуации. Во-первых, пятница – день предвыходной, во-вторых, с учетом того, что некоторые предприятия в Лиде переведены на четырехдневку, люди попросту остаются дома.

Поэтому снова 6.58, но в этот раз на календаре вторник, а я стою на остановке «Север». Желающих вместе со мной добраться в центр города – человек 15. Подъезжает автобус, открываются двери… и прямо на меня свисает мужчина: его ноги стоят на ступеньках, руки держатся за поручень, а тело парит в невесомости. Я вижу, как после нескольких попыток в переднюю дверь втискается какой-то школяр ростом чуть больше метра, что означает: взрослые вошли первыми, и ребенку до своей остановки придется ехать, уткнувшись кому-то в лучшем случае в спину. В общем, на этом рейсе я не поехала, решив подождать следующий.

Чтобы уехать наверняка, прошу нашего водителя вернуть меня на улицу Притыцкого. И на 7.17 я не без труда, но все-таки захожу в одну из дверей «гармошки» (вернее, поток из более чем полусотни человек меня просто заносит в салон автобуса). К счастью, к концу поездки сумка, дубленка, фотоаппаратура остались целы, но ездить так каждый день!.. Я была зажата со всех сторон настолько, что не смогла достать из кошелька талон, чтобы прокомпостировать. В итоге ехала «зайцем». В тот день моросил дождь, и я чувствовала, как в мой ботинок стекает вода из чьего-то зонтика. К тому же мне в лицо последствиями вчерашнего веселья дышал мужчина лет сорока. В спину и в правый бок упирались школьные рюкзаки. Пару раз по моему телу «прошлись» чьи-то локти… Свободнее стало только на остановках «Улица 8 Марта» и «Советская», где, как мне показалось, вышло 90% находящихся в автобусе. Честно говоря, ехать в таких условиях было очень некомфортно, и я чувствовала себя полностью разбитой и обессилевшей.

Тестировать рейс на 7.35 не было уже ни сил, ни возможности, ни смысла: на остановке у музыкальной школы я была в 7.51, и мне едва хватило времени, чтобы забежать в редакцию. То есть если человеку на работу к 8.00, то на 7.35 он не поедет: опоздает.

Мнение лидчан

«Лідская газета» провела в социальных сетях «Одноклассники» и «ВКонтакте» опрос на тему: «Довольны ли вы маршрутом автобуса №3?» В нем приняло участие 682 читателя. Подавляющее большинство – 401 человек – согласно с Ириной Петровной: автобус ходит редко, а в часы пик переполнен. С ними не согласны 56 респондентов (их все устраивает), а 203 – все равно, так как они этим маршрутом не пользуются. 22 человека поставили галочку напротив «Свой вариант ответа в комментариях к опросу». Но комментариев было в четыре раза больше, а точнее – 95. Читатели районки активно высказывали свои пожелания, а также видение решения проблемы (все отзывы, даже самые безумные, были переданы директору автобусного парка №2 Андрею Лапутю. – Прим. автора).

Чем ответит автопарк

А знают ли о проблеме те, кто по долгу службы обязан контролировать транспортные потоки в городе?

– Мы постоянно изучаем ситуацию, корректируем и оптимизируем маршруты, – констатирует директор филиала «Автобусный парк №2» города Лиды Андрей Лапуть. – Но пустить из Индустриального дополнительный автобус с 7 до 8 утра нет возможности, потому что на него будет спрос исключительно в это время, а что водителю делать в течение оставшегося дня? Ведь пассажиров, как это происходит в час пик, столько не будет, и автобус «прокатается» пустым.

Андрей Федорович отметил, что в целом по городу с 2013 года нагрузка на общественный транспорт уменьшилась на 30%. Если в октябре 2013-го было продано 10 400 проездных билетов и 482 тысячи талонов, то в октябре нынешнего года – 6,5 тысячи проездных и 356 тысяч талонов.

– Но пассажиропоток в Индустриальном в утренний час пик в ближайшее время мы изучим, чтобы оценить реальную картину и решить, как помочь в сложившейся ситуации, – заверил директор автобусного парка.

В 2014 году автобусный парк составлял оптимальный рекомендательный график начала рабочего дня для всех предприятий и учебных заведений города. Специалисты подсчитали: если растянуть час пик с 7 до 9 утра, пассажиропоток распределится и проблема переполненности маршрута №3 решится. К сожалению, большинство предприятий эту идею не поддержало. Откликнулись только Лидские электросети, которые перенесли начало рабочего дня с 8.00 на 8.30, а также несколько школ.

Альтернатива автобусам есть

Тем не менее попытки улучшить ситуацию и разгрузить рейсы маршрута №3 предприняты. С 2015 года остановку по улице Притыцкого и возле СШ №5 делает пригородный автобус, следующий из Верх-Лиды. На Притыцкого, где больше всего пассажиров, автобус останавливается в 7.24. Но... спросом он не пользуется, в него садятся не более пяти человек взрослых и столько же школьников.

Ездит и частная маршрутка №10. Как рассказал журналисту «Лідскай газеты» ее водитель Виктор Рак, с 1 ноября этого года в час пик было пущено два дополнительных рейса – в 7.15 и 7.30.

– Не могу сказать, что наши машины ездят переполненными, всегда есть не только стоячие, но даже сидячие места, – обрисовал ситуацию Виктор. – Например, на 7.15 из 18-ти сидячих мест занято порой всего 14-15. На 7.30 ситуация получше, но тоже резерв всегда есть. Вечером, с 17.00 до 18.00, ситуация такая же.

Виктор Рак предполагает, что, возможно, люди еще не привыкли, и надеется, что пассажиров все-таки станет больше.

– Вообще, спрос на нашу услугу есть исключительно в утренние и вечерние часы пик, – с досадой добавляет водитель маршрутки №10, – в течение дня ездим практически пустыми.

Между строк

Со строительством в Индустриальном нового жилья практически решилась проблема заполняемости средней школы №12. Как рассказала ее директор Галина Пакуль, если в 2012-2013 учебном году учеников здесь было 564, то в этом году звонок на первый после летних каникул урок прозвенел для 950 мальчишек и девчонок (общая мощность учебного заведения – 1200 человек). Радует, что среди 950 учеников 501 – это ученики младших классов. С этого года, впервые после длительного перерыва, в школе снова ввели две смены.

А что помимо давки?

Давка в час пик – не единственная проблема маршрута автобуса №3. Новоселов возмущает также отдаленность остановки «Улица Притыцкого» от «Севера», а это не менее 1,6 километра. Новостройки находятся посередине. У меня, человека без видимых проблем со здоровьем, без детей и тяжелых сумок в руках, ушло 11 минут, чтобы добраться от дома по улице Республиканской, 19 до Притыцкого. При этом шла я достаточно быстрым шагом. На остановку «Север» я не пошла сознательно, так как пешеходного перехода с одной стороны улицы на другую здесь нет, как и горящих фонарей, а поток машин, впрочем, большой.

Поэтому желание новоселов добавить еще одну остановку по улице Республиканской – я понимаю. Но, к сожалению, как пояснили в ДЭУ №55, филиале РУП «Гродноавтодор» в Лиде, сделать это технически пока невозможно.

– Данное место имеет продольный уклон, – поясняет главный инженер предприятия Андрей Бигель, – это увеличивает транспортный путь, небезопасными могут быть остановка транспортного средства и трогание его с места. Но главное – на данном участке дороги нет возможности обустроить пешеходный переход, так как нет освещения. А делать освещение сейчас нецелесообразно, так как планируется реконструкция улицы Свердлова и организация здесь четырехполосного движения. Проект, как мне известно, уже готов.

Проект действительно готов. Об этом во время единого дня информирования, на встрече с коллективом Лидского ГУП ЖКХ, говорил заместитель председателя райисполкома Ярослав Миковоз. Но на его реализацию, а речь идет не об одном десятке миллионов, пока нет средств.

Однако не только новоселы просят о дополнительной автобусной остановке, жильцы индивидуальных застроек деревень Чеховцы, Верх-Лида тоже этого хотят. Правда, как отметил Андрей Лапуть, вопрос о продлении маршрута автобуса №3 пока не рассматривается.

– У нас есть предложение научно-исследовательского института «Транстехника» по развитию маршрутной сети, в котором предлагается продлить маршрут автобуса №3 по улице Сосновой и до пересечения ее с улицей Поселковой, – комментирует Андрей Федорович. – Но сделать это мы можем только после приведения Сосновой в надлежащее техническое состояние. Этого еще не произошло. На данный момент состояние улиц не позволяет продлить маршрут и до деревни Чеховцы, как того хотят жители данного населенного пункта.

«Нетутэйшы» взгляд со стороны

В своих комментариях к опросу в социальных сетях читатели «Лідскай газеты» сетовали на то, что автобус ходит редко. Вечером есть «окна». Так, автобус с автовокзала идет на 19.12, 19.50, потом только на 20.25 и 21.00. Как пояснил директор автобусного парка №2, в это время – перерывы для водителей на ужин. Но на мой (вполне возможно, необъективный) взгляд, проблема не в том, что автобус в вечерние часы ходит редко, а в отсутствии альтернативы. После 21.00 те же «двойка» или «четверка» ходят и того реже: один раз в час, – но до микрорайона Северный человек, к примеру, может добраться на «восьмерке», которая останавливается у СШ №6, на «семерке», остановка которой есть у магазина «Ромашка», а дальше пройтись пешком. С Индустриальным ситуация другая. Добраться туда пешком можно только с улицы 8 Марта, а это, простите, более трех километров, считай, по частному сектору, не оборудованному тротуарными дорожками. Поэтому автобус №3 – единственный, который вас туда довезет. И на этом жирная точка.

Напоследок о хорошем, или Обещанного не ждут три года

Как и говорил директор автобусного парка №2 Андрей Лапуть, пассажиропоток маршрута «тройки» в утренний час пик специалисты изучили. Исследования показали, что наибольшая загруженность приходится на рейс, который отправляется в 6.58, – 95%. На 7.17 заполняемость автобуса составляет 88-90%.

– Мы понимаем, что зимой проблема обострится и людей станет больше, – резюмировал Андрей Федорович. – Поэтому будем просчитывать, как правильно поступить в данной ситуации. Возможно, пустим дополнительный маршрутный автобус наподобие 15Т, который ходит из микрорайона Гастелло, или же добавим дополнительный рейс. Главное – мы обстановку увидели, оценили, а меры обязательно будут приняты.

Транспорт, несомненно, под каждого не подстроишь, каждому новоселу отдельный автобус не дашь. Но микрорайон стремительно развивается, в 2017 году будет сдан еще один многоквартирный дом. Поэтому решать проблему нужно уже теперь. «Лідская газета» продолжит следить за ситуацией…

Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться